Князья Борис и Глеб, любимые дети великого князя Владимира, просветившего светом веры Христовой всю Русь, отличались благочестием и крепкой верой. Преподобный Ефрем служил им в боярском чине, в звании конюшего. Родом он был из Угорской земли и имел двух родных братьев Георгия и Моисея, служивших при тех же князьях. Преподобный, от юности своей наученный вере христианской, при служении таким благочестивым князьям, каковы были Борис и Глеб, ещё более укреплялся в твёрдости веры и молитвенном возвышении духа Христова. Он всецело был предан господам. Любовь, приверженность и всесовершенная преданность князьям до того были сильны во всех трёх братьях, что все они готовы были положить душу за них.
В то время войны, нашествия, междоусобия, коварства и убийства были особенно сильны в России. Печенеги, особенно дикий и свирепый тогда народ, своими набегами опустошали русские пределы. Равноапостольный князь Владимир приказал в 1015 году сыну своему Борису отразить печенегов, которые нападали на юго-восточные пределы России. Молодой князь с радостью отправился в поход на врагов. В числе дружины были Моисей и Георгий; самому же Ефрему по особенному устроению Промысла Божия не случилось быть в этом походе. Неприятели ещё ранее прибытия Бориса бежали, и князь радостно возвращался домой. На дороге застигла их весть, что князь Владимир скончался и Святополк, усыновлённый племянник Владимира, желая один владеть Русской землёй, объявил себя великим князем и послал убийц погубить Бориса и Глеба. Борис не хотел допустить и мысли о злобе и коварстве старшего брата и не принял никаких предосторожностей. Вскоре, в ночь с субботы на воскресенье, убийцы, присланные Святополком, ворвались в княжеский шатёр и бросились на князя с копьями. Брат Ефрема Георгий, пытаясь защитить господина, загородил его своим телом, был пронзён копьями и умер. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. А благоверного князя, исколотого, но ещё живого, отвезли к Святополку, который повелел довершить злодеяние - вонзить меч в сердце страстотерпца. Это произошло 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии.
Другой брат Ефрема Моисей спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре.
Вслед за тем, 5 сентября 1016 года, убит был и князь Глеб. Он, подобно брату, зная о злых намерениях Святополка, не захотел воевать против него. Братья-мученики были с почестями погребены в Вышгороде. При перезахоронении всем открылось, что тела остались нетленны, а спустя некоторое время от могилы мучеников начались многие чудеса и исцеления. Церковь причислила страстотерпцев князей Бориса и Глеба к лику святых.
Горькая и тяжелая потеря св. князей и брата Георгия тронула до глубины души преподобного Ефрема. Он отправился на место трагедии, дабы по православному обычаю предать тело брата земле, но обнаружил там лишь его отрубленную голову, которую забрал с собой. Потрясённый совершённым здесь злодеянием, от природы набожный и религиозный, он решился оставить мир, дом, отечество, богатство, свой сан боярский и искал уединения. Осенённый благодатью Божией, он решил всего себя посвятить Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира.
Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с сотрудниками своими и соучастниками душеспасения соорудил каменный храм во имя святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, отчего и монастырь сей получил название Борисоглебский. Молитвенно-хвалебными песнями и славословием к Богу, возвышаясь всё более и более в духе Христовом, преподобный собрал около себя множество монахов. Он был для них образцом высоких иноческих подвигов. День проводил он в трудах для благоустройства своей обители, а ночь в коленопреклонении и молитвах. За высокие христианские добродетели свои преподобный был поставлен в своей обители архимандритом и до самых последних минут отхода своего в вечность никогда не оставлял церковного богослужения и не изменял своего монашеского правила.
Получив откровение о приближающемся часе смертном, созвал братию своей обители и преподал им наставление, чтобы соблюдали строго братолюбие, оказывали странноприимство, подавали милостыню, соблюдали пост, непрестанно молились и имели в сердце своём страх Божий, завещал также положить в свой гроб голову убитого брата, которую тайно хранил все годы.
Преподобный Ефрем 28 января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Тело его было погребено в созданном им храме, в каменном гробе, иссечённом его руками.
Более пяти столетий святые мощи преподобного Ефрема покоились в недрах земли и остались нетленны и невредимы. Он предстательствовал перед Господом за устроенную им обитель, которая, возрастая и возвышаясь, приходила всё более и более в цветущее состояние, привлекая к себе усердных почитателей и благотворителей. Несмотря на тяжелые те времена г. Торжка, когда он был неоднократно разоряем и сжигаем, обитель преподобного Ефрема охраняема была одна, как святыня Господня.
В царствование Иоанна Грозного архиепископ Новгорода и Пскова Леонид проезжал мимо Торжка. В обители преподобного Ефрема он расспрашивал о его мощах. Когда братия указали место, где лежало тело его, владыка с великим благоговением повелел открыть гроб. Тотчас весь храм наполнился благоуханием от мощей преподобного, которые были нетленны. Немедленно поспешили сообщить об этом царю и митрополиту Московскому Корнилию. Царь и Святитель, исполненные духовной радости и любви к преподобному, повелели освидетельствовать нетление мощей, что и было сделано торжественно и всенародно. И с этого времени установлено празднование памяти преподобного 10 февраля - день его преставления, и 24 июня - день открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия (ученика прп.Ефрема), находившиеся в земле более шести столетий.